Дажьбог, или Даждьбог, — бог Солнца и белого света в русской ведической традиции. Бог светлый, отделяющий Явь от Нави, свет от тьмы и день от ночи. Он суть защитник и хранитель жизни, податель благ, наделяющий жизнью весь Явный мир. Он также почитается как покровитель природы, олицетворение тепла и света солнечного.
Дажьбог — чадо небесное — Сварогов сын. Он Дед наш, от которого ведём мы род свой с изначалья времён на Земле. Поэтому в летописях сказано, что мы есть внуки Дажьбожьи. Даждьбог представляет собой олицетворение таких качеств в человеке, как щедрость, доброта, благожелательность, беЗкорыстие, жизнелюбие. Он суть олицетворение света наших душ и огня сердец наших. Он также есть свет, просвещающий разум.
Даждьбожий лик небесный есть Солнце Красное, щедро наполняющее мир теплом и светом. Трисветлый Дажьбог представляет собой единство трёх сил мира, он источник трёх лучей первоначальных энергий. Царь-Солнце Дажьбог — сила зарождения и поддержания жизни на Земле. По народным представлениям, солнечные лучи — это стрелы Дажьбоговы. Но сам он не является богом центрального светила нашей Солнечной Системы, ибо он есть сила, созидающая за пределами всех солнечных систем. Поэтому, наблюдая сам солнечный диск, мы видим лишь образ, воспринимаемый зрением на физическом плане, и отражение той запредельной божественной сущности.
Есть также мнение, что Даждьбог является олицетворением летнего лика солнечного, но это всего лишь одна из его ипостасей и проявлений в Явном мире, об этом мы поговорим подробнее далее в статье.
Дажьбог — легенда о рождении
«Небо, носящее имя Сварога, Небо, верховная степь голубая, Небо, родившее Солнце — Дажьбога!»
К. Бальмонт.
Как сказывается, в самом начале была лишь одна тьма (инертность, изначальный хаос, «непроявленное», «беЗпредельное»), в лоне коей возникло Золотое Яйцо, явившее на Свет бога Рода, надсущного, изначального прародителя мироздания. Частицы Света животворного ещё не проникли в эту часть Вселенной и не пробудили в ней жизнь. Эта «тёмная» часть мироздания, так называемый хаос, пустота, но в потенциале содержащая жизнь, проявляет себя к бытию, как только луч Света сознания вышнего озаряет её. Так волею бога Рода пробуждено было к Творению всё сущее — так рождён был Сварог, продолживший Великий акт Творения мироздания, в Кузне Небесной создавший весь мир.
Изначальная тьма преобразилась возникшим в ней движением, проявившим свет и жизнь. Воля Рода к любви побудила явить в мир олицетворение самой Любви ― богиню Ладу — мать-прародительницу. Воля Рода к веданию породила Велемудрого Велеса, олицетворяющего собой само Знание. Воля к жизни явила в мир богиню Живу, которая сама являет собой животворящую силу мироздания. Так были порождены первые силы Вселенной, благодаря которым существует весь наш мир.
Свет огня животворящего небесного, порождённого Сварогом-Духом-Отцом и Ладой-Природой-Матушкой, тремя первыми искрами дал рождение Даждьбогу Солнцеликому, Перуну — воину небесному и Семарглу — огненному Сварожичу семипламенному. А дыханием огненным, возникшим от пылающего жара Кузне Сварожьей, в мир был явлен Стрибог — дед ветров и покровитель воздушной стихии.
«Солнце царь, сынъ Сварогов, еже есть Дажьбогъ».
Ипатьевская летопись.
В «Голубиной книге» сказывается, что «Солнце красное произошло от лика божьего». Весь наш видимый мир, который нам дано видеть благодаря солнечному свету, называют «белым» именно по причине того, что он наполнен сиянием, Царь-Солнцем даруемым. Наш мир — Божественное Творение, от лика центрального Светила Вселенной порождённое.
Так, Дажьбог является перворождённым сыном Сварога и Лады. Он был рождён в Кузне небесной в Ирии Светлом, первой искрой ярой воссиявшей в небесах, от которой занялся весь белый свет. Братьями его Сварожичами являются Перун огнекудрый, второй искрой рождённый и в молнии светоносной силу свою и мощь явивший; третьей искрой зажжён был огонь Сварожич на Земле — Огнебог-Семаргл, свет и тепло людям дарящий. Все три Сварожича являются различными проявлениями огненной энергии Вселенной: Дажьбог — сила огня небесного, Перун — сила огня пространственного, меж небом и Землёю молниями сияющего; бог стихийной силы огня Семаргл. Даждьбог являет собой силу изначального небесного огня, давшую также рождение огню Перунову и Семарглову, но в мифологии он представлен не как их отец, а как старший брат.
Но не будем углубляться в тонкости божественной иерархии, ибо все подобные концепции вносят элемент разделения в тот мир, существование которого основано на высших законах гармонии и единства.
Вышень-Дажьбог — Царь-Солнце нашей Вселенной
Итак, Дажьбог продолжил акт Творения, Сварогом и Родом начатый, светом белым мир наполнив и наделив его силой жизни. Чтобы сотворённый мир существовал, его нужно оживотворить, это стало возможным благодаря силе Дажьбога — жизнедателя проявленного мира, утверждающего повсюду рождение и развитие божественного Творения.
Как известно, внуками Дажьбоговыми называют в летописях наших предков. В частности, это звучит в «Слове о полку Игореве» в отношении русской рати. В «Книге Велеса» Дажьбога именуют Дедом и Отцом нашим: «Лишь имея чистые души и тела наши, будем жить мы с праотцами нашими, с богами слившись во единую Правду — так лишь мы можем величаться Дажьбоговыми внуками» («Книга Велеса», часть третья «Бусово время», Бусово провещание), «Русичи храбрые! Место вам подле Бога войны Перуна и Дажьбога — Отца вашего» («Книга Велеса», часть третья «Бусово время», глава II).
Так, внуки Дажьбожьи — они же суть искры Света изначального, есть души всех существ живых в мире Явном. Дажьбог суть Исток Света, к коему тяготеют все души. То есть души наши являют собой ЯСные искры того божественного чистого Света, что исходит из Сварги Всевышней, потому изначально чисто и светло их сияние. От Света Дажьбогова они исходят, но на Земле сиять им временно, однако вечно быть им в Обителях Вышних! Ибо смерти нет, как и у Всевышнего нет ни начала, ни конца, так и жизнь есть беЗконечный и беЗграничный Свет. Неспроста в Ведах величают Царь-Солнце «Оком мира» — потому что это есть исток созидательной силы изначального Света.
Важно различать, что существует не только видимое Солнце, но и центральное или духовное Солнце. Центральное Светило — ядро Вселенной, или Царь-Солнце мироздания, олицетворением коего является наш Даждьбог, Солнце-Отец, сердце всех жизненных сил в мире. Солнечная сила есть первопричина жизни в Яви. Дажьбог — бог Света, перворождённый от Вечного Чистого БеЗпредельного, энергия которого проявлена через Солнце. Он дающий импульс к жизни всему существующему под его невидимыми лучами и источник «искр духа». Видимое Солнце, центр нашей Солнечной Системы, являет собой зеркало, отражающее сияние Высшего Светила. Оно получает свет от Царь-Солнца, и излучает его на Землю. Это отражение Первоначала, которое само по себе недоступно восприятию зрением.
В «Книге Велеса» именуют его Вышнем-Дажьбогом, и сказывается, что Всевышний и есть Дажьбог, который явлен нам как царь-Солнце в нашей Вселенной. Свет Дажьбогов пронизывает всё мироздание, он же и исток жизни, Духа. В мире не одно Солнце, но каждое является ликом Дажьбога.
Дажьбог — бог-покровитель света белого
«Дажьбог на ладье своей плывёт в Сварге синей, а ладья та сияет… Это Дух всякой жизни и прибежище всему сущему на Земле».
«Велесова Книга», Крыница.
Дажьбог является олицетворением Света, без которого материальный мир и не существовал бы. Этот мир величают «Явь» — явное, воспринимаемое, проявленное бытие, он же — белый свет. В отличие от него Навь является непроявленным или потенциальным бытием. Явь — мир, воспринимаемый посредством органов чувств. Особенно в Яви мы получаем беЗценный опыт для развития сознания.
Весь мир наш есть свет, который потому и величают «Белый свет»!
На физическом плане благодаря зрению нам доступно восприятие энергий, в частности через цвет. Если рассматривать свет именно как материальную субстанцию, то на уровне восприятия физического бытия мы можем это пронаблюдать в окружающем мире форм. Но мы видим далеко не всё, что наполняет окружающее нас пространство… Давайте поразмышляем, почему, и это прояснит для нас природу света, даруемого Дажьбогом.
Что такое цвет? Это и есть свет, который отражается от поверхности какого-либо материального объекта и даёт соответствующее восприятие цвета, доступное нашему зрению. Природный цвет — это, по сути, реакция «притяжения» определённых лучей света. Как и материя, представляющая собой проявление лучистой энергии, исходящей из Центрального Светила, излучает себя в пространстве и, в зависимости от того, какую вибрацию несут лучи, проявляется по-разному, так же и невидимая глазу, непроявленная энергия ощутима нами различно, в зависимости от того, насколько близка или далека она от нашего плана бытия.
Так вот, цвет — это видимая глазу вибрация энергии, резонирующей с какой-то частью всего спектра цветов, который содержит белый свет (солнечный свет включает в себя весь спектр цветов). В основном человек способен воспринимать только малую часть из всего спектра.
Так, на примере радуги, являющейся результатом «расщепления» белого солнечного света на основные цвета спектра, мы видим, что свет — это энергия, объединившая в себе все другие, вне разделения. Но попадая на поверхность материального объекта, излучающего определённую вибрацию, он даёт нам возможность увидеть, какая это энергия, в частности — в виде цвета, отражённого от него. Свет освещает мир, даруя нам возможность его лицезреть, в то время как в темноте всё «окрашено» в одни серо-чёрные тона.
Так, например, зеркало отражает все солнечные лучи, поэтому оно прозрачно, а белый цвет является результатом отражения большей части солнечного света при частичном его поглощении, чёрный же в основном поглощает свет и ничего не излучает. Для примера также обратимся к миру минералов с естественным природным окрасом. Так, синий сапфир при попадании на него солнечного света поглощает все цвета спектра, кроме синего, который он излучает, поэтому нашим зрением он и воспринимается как синий. А красный рубин почти не поглощает красный участок спектра света, поскольку в основном его и излучает. Это и есть вибрация, иначе говоря, пульсация жизни, излучаемая живым камнем, которую мы способны видеть в мире живой природы благодаря восприятию цвета.
Конечно, любая искусственная (а значит, безжизненная) краска не даёт представления об энергии предмета, окрашенного ею. Она вообще не несёт никакой информации и, скорее, только искажает восприятие, создавая иллюзию. А натуральный окрас, данный природой, несёт вибрации жизни.
Такова природа света Даждьбожьего, жизнь проявляющего, и позволяющего нам воспринимать физический план бытия, являющийся необходимой и важной ступенью на Пути эволюционного восхождения.
Даждьбог — бог солнечного света
Боги видимого Солнца в русском ведическом пантеоне богов представлены четырьмя ликами: зимнее Солнце Коляда, весеннее — Ярило, летнее — Купало, осеннее — Хорс. Все они являют собой ипостаси и проявления на земном плане бытия вышнего Дажьбогова Света.
Младой Ярило весенний — олицетворение юности и полноты сил, пробуждения к жизни. Летний Купала — олицетворение мудрой зрелости. Осенний старец Хорс есть символ угасающей энергии жизни, завершения пути. Зимнее возрождённое Солнце — «младенец» Коляда — олицетворяет поворот Колеса Жизни от смерти к новому рождению.
Однако существует и такая версия, что Дажьбог — бог летнего Солнца. Есть также сказание, согласно которому, Даждьбог в пору зимнюю скрывает свой светлый лик в обители богини зимы и смерти Морены. Пока он спит, зачарованный её леденящими чарами, конь его златогривый несёт по небу Щит Дажьбогов, но в положенный срок пробуждается он и восходит на свою колесницу, дабы вновь Путь свой вершить во Сварге небесной. Это сказание можно растолковать как движение летнего Солнца по небосводу, умеряющего свой пыл, жар и свет зимой и возрождающееся вновь с новыми силами летом. Но, как уже было сказано выше, летний лик Солнца всего лишь одна из ипостасей Светлого Дажьбога.
Как бог солнечного света, отражаемого в наш мир центральной звездой нашей Солнечной Системы, Даждьбог предстаёт также в ипостаси света дневного, благодаря которому мы посредством зрения воспринимаем весь материальный мир. Существует множество этимологических параллелей в разных языках между словами, обозначающими свет дневной, день, восход Солнца, лучи солнечные, сияние света, само Солнце, и словами, связанными с возможностью этот свет и мир, освещаемый Солнцем, лицезреть: глаза, очи, зрение.
Так, например, «зрачок (зрак)» у сербов имеет значение ’солнечный луч’; «зрение» или «зрить» явно родственны в корневой основе словам «заря», «зарево», «зорька»; слово «зоркий» имеет также значение «ясный»; очи в мифологиях многих народов ассоциировались со звёздами, сияющими с небес: на санскрите bhās (भास्) — ‘быть явным, очевидным’, оно же означает ‘сверкать, сиять’, и ещё имеет значение ‘блеск, свет’, слово bha (भ) — ‘звезда, светило, Солнце’; «дивиться» схоже с санскритским корнем div (दिव्) в значении ‘светить, небо, сияние, излучение’.
Указанные этимологические параллели нашли своё отражение в системе именования месяцев. Так, А.С. Фаминцин, описывая систему славянской мифологии, указывает на то, что у хорватов и чехов месяц декабрь — «просинец», то есть месяц, когда происходит возрождение Солнца, или его «просиявание».
Даждьбог — значение имени
Имя Дажьбога (именуемого также Даждьбог, Дажбог, Дажба, Дашуба) означает «дарующий свет» или «дающий жизнь». И совсем не с дождём оно связано, как ошибочно можно интерпретировать его имя в одной из вариаций — «Даждьбог». Поговорим об этом подробнее, разбирая этимологию и морфологию имени нашего Светлого бога.
Имя бога солнечного света происходит от слова «дающий», или «наделяющий», то есть бог, который даёт нам жизнь, свет, тепло, защиту, покровительство. Кстати, на санскрите слово «давать, дарить» также имеет в своей основе корень da (दा). Мы видим, что этимология имени Даждьбога в данном случае сводится к значению «дающий», «дарующий», то есть бог-Благодатель.
Также имя Дажьбог можно интерпретировать как «Светлый бог или «Бог Света». Дажьбог — «Дажий бог», что означает Дневной Бог или Бог Огня. По мнению А.Н. Афанасьева, имя Дажьбога родственно в корневой основе с санскритским dah (दह्) (‘жечь’), старонемецким dag (‘день’) и литовским глаголом degu (‘горю’). «Дажь» — это прилагательное от «даг» (готск. dags, немец. tag, санскр. ahan (अहन्) вместо dahan) — в значении ‘день’, ‘свет’.
Как уже упоминалось выше, Дажьбога именуют также Сварожичем, то есть сыном Сварога. Находим имя «Сварожич», относимое к богу Солнца, в апокрифе: «Ини в Сварожитца вероют и в Артемиду» — что предполагает непосредственно указание на Солнце и Луну, с коей олицетворяется богиня Артемида в представлениях древних греков.
Также, по мнению А.Н. Афанасьева, с древним названием Солнца Дажьбога прослеживается тождественность имени утренней зари у словинов, которую называют «дъжница», что также родственно с именем звезды Денницы (Существует также такое понятие как «денница» в смысле «падающая звёзда», то есть «искра космического (небесного) огня». То есть Денница — явление света космического). То есть Солнце на восходе пламенеет заревом на утреннем небе подобно возожжённому светильнику. И здесь усматривается метафора, ведь Дажьбог — сын Сварогов, рождённый в небесной Сварге.
Вышний Даждьбог — славянский бог
В сербских и болгарских христианских сказаниях встречается имя «Дабог», и оно вполне очевидно несёт значение дарующего, дающего благо, свет бога, однако представлен этот бог христианами как антипод небесного бога, и это немудрено, что Светлому богу света солнечного, которого почитали наши предки до принятия христианства на Руси, приписали характерные черты божества, противостоящего свету, тем самым намеренно искажая изначальную суть.
О Даждьбоге сохранились упоминания у западных славян в виде географических названий, в частности урочища под названием «Даць-Боги». А близ Балтийского моря, как было обнаружено исследователем славянской мифологии А.С. Фаминцыным, находится Дажья область, а также Дажье озеро и Дажий лес, названия которым, вероятно, были даны проживавшим некогда здесь племенам бодричей. Схожие названия местностей встречаются на германских землях, в стародавние времена заселённых балтийскими славянами.
Также, как упоминалось выше, у северных славян почитание Дажьбога было упомянуто Несторовской летописью.
Молитва Даждьбогу — Ярому Солнцу Красному
Наши предки никогда не молили и не просили богов о благах мирских и преходящих, а славили их имена вечные, дабы звучали они в мире Яви, да возносились до небес мира Прави. За то силой и мудростью одаривали боги светлые и вели по Пути Правному. Тако же и нам не след забывать богов наших, а славить их и БЛАГОдарить.
Любое слово, произносимое нами, несёт определённую вибрацию, которой оно наполняет пространство. Поэтому столь важно следить за тем, что мы говорим, избегать грубых и агрессивных слов. Нужно понимать, что эти энергии наполняют наш мир и следить за произносимыми словами. Тот человек, которому мы грубим или которого ругаем, может не принять направленный ему негативный посыл, однако с нами это останется в любом случае.
Если мы наполняем мир вокруг только светлыми энергиями, то и получаем в ответ только благо. Произнося слова, наполненные светлой энергией, мы облагораживаем мир. В этом состоит сила молитв, славословий, обрядовых молвлений богам. Так, существуют определённые священные слоги, представляющие собой сочетания звуков, которые соединяют нас с определёнными силами. Одним из таких мистических слогов является «РА», который несёт в себе энергию света солнечного, Дажьбогом миру даруемую. «Ра» — так называется изначальный Свет единого Всевышнего Бога, светоносная сила коего изливается из Сварожьей обители к Земле-Матушке, животворя и РАдость всему сущему даря.
Особой силой обладают славления богам, подкрепляемые мысленными образами. То есть, одно дело — когда мы просто смотрим на Солнце, и совсем другое — обращаемся к нему разумом — когда мы размышляем при этом о его природе.
Приведём некоторые вариации славлений и молвлений Дажьбогу нашему.
«Златолучистый, яроокий, светлый бог Дажьбог,
Слава тебе на все времена во всех мирах!»
«Благо дарящему!
Во Сварге небесной сияющему!
Деду нашему, богу многомудрому!
Дажьбогу Слава!»
«Ярое Солнце Красное!
Свети во Сварге небесной и Свет изливай огнём ярколучистым!
Свет белый воссияй!
Лучами огненными Землю-Матушку согревай!
Славься Дажьбоже, Светлоликий мудрый бог!»
«Слава тебе, Белого Света лик!
Дажьбог — Трисветлое Солнце яросиянное!
Держи свой Путь по небу синему
И одари благодатным светом радости
Внуков своих!»
Существуют ещё такие обрядовые молвы, произносить которые лучше поутру, дарующие благо человеку на весь день грядущий:
«Восстань, рассветь, о Трисветлый Даждьбог!
Восстань, рассветь, Пребывающий в Сердце!
Восстань, рассветь, Солнцеликий!
Сотвори благо миру!»
В Крынице «Книги Велеса» такими словами прославляют Дажьбога:
«Славим Дажьбога!
Да будет Он нашим заступником и покровителем от Коляды до Коляды.
И покровительствовать будет Он плодам на полях, умножать зёрна в житницах, не давать мёду затвердевать.
Он суть бог Света.
Славим Сварожича!»
Приведём также текст Гимна Солнцу, воспевающего великолепие божественного сияния. Один из вариантов перевода Гимна Солнцу, воспеваемого божественным зодчим Вишвакарманом в «Маркандея-пуране» (Песнь VII).
«Солнцу, сострадательному, великому по Духу, имеющему семь быстрых ретивых коней, обладающему великой славой, пробуждающему красоту лотосов, раскалывающему покров завесы тьмы, почтение тебе!
Солнцу, творящему добродетель через изобилие света лучезарного огня, приносящему благо всему миру, почтение!
К Солнцу, причине всех трёх миров, душе сотворённых существ, владыке небесному, высшему дому, откуда взошло око, почтение!
К Солнцу, которое поддерживается знанием, которое есть сокровеннейшая душа, основание мира, желающему блага, самосущему, оку всех миров, высочайшему среди богов, безграничному в славе, будь благоговением!
Солнцу, состоящему из тысячи широко распространяющихся лучей света, сияющему на мир, прогоняя тьму и мрак, почитание!
О, Солнце, ты сияешь отражением единого источника беЗконечного Света и призываешь миры к жизни. Взобравшись на свою великолепную колесницу, которая грациозно покачивается и безмерно радует, с вечно неутомимыми конями, о, обожаемый бог, ты идёшь по широкому миру для нашего блага. Слава тебе!
О, Солнце, ты, создатель и очиститель трёх миров, добрый к людям, почитающим твоё величие! Ты словно светильник всех миров — одариваешь светом чистым и благодатным всё сущее и пробуждаешь жизнь во всём её разнообразии. Слава тебе!»
День Даждьбога. Праздники, почитающие силу Дажьбогову
Рассмотрим, какие существуют праздники, почитающие Даждьбога Светлого.
Все четыре святодня года можно отнести к праздникам, почитающим силу Дажьбогову — силу света солнечного, когда его славят как Коляду, Ярилу, Купалу и Хорса. В день осеннего равноденствия славят силу Даждьбогову, поворачивающую солнечное коло на зиму. Сей день ассоциируется с днём свадьбы Дажьбога и Морены. Зимнее Солнцестояние, когда новорожденный Дажьбог в образе младенца Коляды являет свой лик миру, поворачивая солнечное коло на лето. Весеннее равноденствие, когда Дажьбогом свет дарованный сияет ликом лучезарным юного Ярилы. Летнее солнцестояние, приносящее Дажьбогов Свет и тепло, в лике бога Солнца летнего Купалы проявленное. Согласно народным поверьям, на Комоедицу (Масленницу) Дажьбог на своём златогривом коне начинает свой путь по Земле, и от топота копыт пробуждается она от зимнего сна.
Обряды, почитающие силу солнечную: зажигание колеса как символа Солнца, сияющего огненным ярым светом, которое катят с горы в реку, или выкатывание колеса из зажжённого костра — связаны с символичным коловращением или свершением нашим Светилой своего вечного Пути по небесам. Считается, что костры, возжигаемые при солнечных поворотах, служили эмблемою небесного огня Дажьбога.
Днём Даждьбога также считается «Спожники» в августе месяце как день окончания сбора урожая. Дажьбога вместе с Матерью Сырой Землёй благодарят за дарованную пищу и урожай богатый, которыми они благословляют людей.
6 мая также считается Даждьбоговым днём, когда почитают тепло Солнца весеннего, возрождающего Природу. Этот день в мифологии ассоциируется с днём свадьбы Дажьбога и Живы. Приговаривают: «Дажьбог на порог весну приволок». Помимо этого, также 9 декабря считается днём Дажьбога и Марены.
Бог Даждьбог — атрибуты. Изображение
В мифологических сказаниях Даждьбога описывают следующим образом. Везёт его златая колесница по небесной тропе, Солнца светом проложенной. Его щитом является Солнце красное — в Кузне Свароговой тот щит был откован. Дажьбога изображают светлым всадником, на коне златогривом скачущим по небесным просторам, над облаками. Светом ярым три мира освещает его щит, восемью лучами, словно огненными стрелами, Солнца лик Великий он отражает.
Считается, что деревьями Дажьбога, как и Сварога, являются бук и клён. Священными зверями, покровительствуемыми солнечным богом считаются: волк, ворон и конь. Как правило, эмблемой бога Солнца являлся белый конь как символ света.
Бог Солнца Даждьбог — аналогии в мифологиях разных народов
В мифологических сказаниях разных народов солнечные боги представлены, как правило, верховными божествами пантеонов богов, прародителями, дарителями жизни и света.
В древнеегипетской мифологии верховный бог Солнца Ра, сын первозданного океана Нун и неба Наунет. Он же является сущностью бога Атума — демиурга, который и «есть Ра в его первом восходе» («Книга мёртвых», гл. 17). Бог первотворения и олицетворение Солнца. В древнеегипетской мифологии также Солнце величали «Оком Озириса» — перворождённого Света.
В шумеро-аккадской мифологии солнцебог Шамаш («владыка дня») — дающий свет, плодородие и благосостояние.
В древнегреческой мифологии бог Солнца — Гелиос. В Ипатьевской летописи находим вставку из греческой хроники Малалы, где бог Гелиос переводится как Дажьбог: «и после (Сварога) царствовал сын его, именуемый Солнцем, его же наричють Дажьбог… Солнце-царь, сын Сварогов, еже есть Дажьбог, бе бо мужь силен».
А также древнегреческий Аполлон «лучезарный» — бог света и олицетворение Солнца, сын Зевса-Неба — бога, ведающего всем миром, и богини Лето. Аналогично Дажьбогу, который также является сыном Неба (Сварога).
В древнеримской мифологии богом солнечного света почитался сам Юпитер — могущественный властитель Неба и верховный владыка богов. Прежде Юпитера бог Янус был олицетворением солнечного света и божеством Неба, он открывал небесные врата и выпускал солнечную колесницу на небосвод.
В древнеиранской мифологии Митра — бог солнечного света, «владыка божественного света», как гласит священная «Авеста». Ведический Сурья (изначально Вивасват), сын беЗграничного пространства Адити, также является прообразом центрального Солнца нашей Вселенной. Он отождествляется с Вишну (Сурья-Нараяна). В «Бхагавад-Гите» (глава 15, текст 12) Вишну, представший в образе своего аватара Кришны, речёт: «Сияние Солнца, рассеивающее царящую в сем мире тьму, берёт исток во мне, так же как и от меня исходит свет Луны и огня».
Являясь представителем ведической Тримурти, включавшей в себя таких богов, как Сурья, Индры (или Вайю и Агни, он отождествляется с Дажьбогом — старшим Сварожичем в Триглаве русского ведического пантеона богов (Дажьбог, Перун (или Стрибог) и Огнебог Семаргл).
Старинный переводчик хроники Малалы проводит аналогии между именем бога огня небесного Гефеста («Ηφαισος) со Сварогом, а бога Солнца Гелиоса («Ηλιος) с Дажьбогом.
А.С. Фаминцын соотносит Дажьбога с богом дня в германской мифологии под именем Таг (Tag), или Даг (Dag), Дагр (Dagr), следующим по небесному своду на златогривом коне. Очевидно, бог Таг являлся богом Солнца.
Также солнцебогами у ацтеков являлся Тонатиу (имя означает «Солнце»), у майя — Кинич-Ахау («Солнцеликий владыка»), у инков — Инти, прародитель жизни.
Даждьбог: символ. Солярный квадрат Даждьбога. Кумир Даждьбога
Солнечный коловорот Дажьбога, он же — Щит Дажьбогов представляет собой символ Солнца, изображаемый в виде вращающегося восьмилучевого креста с загнутыми концами в круге. Восьмилучевой коловорот является символом Солнцеликого бога Дажьбога.
Коловорот являет собой образ движения Солнца по Коло (кругу), также представляет собой образ вечного цикличного коловращения мироздания, в котором центральная ось являет собой изначальную энергию бога-прародителя, пробудившего всё сущее к Явному бытию.
Вращение это происходит не по кругу. В нашем мире всё создано по закону гармонии, и энергии эволюционного восхождения следуют по спирали. Движение энергии по спирали заложено в процессе формирования всех форм видимого материального мира. В этом состоит замысел Бога-Творца, пустившего импульс динамики развития первичной материи. Этот «рисунок», подобно принципу подобия, отражённому в золотой спирали Фибонначи, который наблюдается в природе повсюду, заложен в основе развития Солнечной Системы. Кстати, наша спиральная галактика Млечный Путь являет собой форму четырёхлучевого коловорота. Важно понимать, что коловращение предполагает не постоянное возвращение в начальную точку, а с каждым новым витком спирали эволюции вознесение на новые уровни бытия на Пути развития Сознания.
В современном обереговом творчестве наиболее известным является солярный квадрат Даждьбога, представляющий собой состоящий из четырёх ромбов равносторонний четырёхугольник (верхний и нижний ромбы замкнутые, левый и правый — открытые). Также как оберег может служить и небольшой вырезанный из дерева кумир Дажьбога. Его можно установить дома, на алтаре, ликом на восток — навстречу восходящему Солнцу. На нём, как правило, изображаются либо руна Даждьбога, либо руна наследия рода «Одил», либо солярный квадрат Даждьбога (летний или зимний), либо образ солнца; а в руках он держит сноп колосьев как благодатель и кормилец.
Рунами, олицетворяющими Дажьбогову силу и благодать, являются следующие: руна Совило (Сол) — жизнеутверждающий символ Солнца, знак движения по Пути самопознания во имя духовного совершенствования; руна плодородия и воспроизведения Ингви, являющая собой символ творческой энергии, сокрытой в каждом живом существе и освещающей его Путь; руна Дагаз — символ дня, трансформации, перемен к лучшему, восхода и заката Солнца, дарующего силу и энергию жизни.
Обереги и знаки Дажьбога даруют защиту, обретение душевного равновесия и здоровья, счастье и благополучие в жизни, а главное — помогают прийти к осознанию того, что источник счастья находится в нас самих, а не вовне, и, невзгоды и суета не покинут нас, пока мы не обретём внутреннюю гармонию.
Главное напутствие Дажьбога
Каждому из нас, «внуков Дажьбожьих» важно научиться преобразовывать, или «утончать», тяжёлые, тёмные энергии в светлые, направляя на них внутренний свет и очищая более высокими вибрациями наших светлых душ. В природе всё существует по закону гармонии и равновесия, поэтому свет, который мы излучаем, наполняет мир и вокруг нас. Невозможно нести свет, не светя самому и не излучая его своим сердцем. Свет есть в каждом из нас. Наши сердца — это обитель чистого вечного Света. Но порой меркнет его сияние, затемнённое мороком невежества и грузом гордыни.
Откройте сердца свету Добра и Любви, наполняющему весь наш мир! Пусть чистая светлая радость наполняет вас!
P. S. Помните, что, кого бы из родных богов светлых мы ни славили, всегда славим мы Всесущего бога Изначального Творца, который являет себя в ликах многих, богами явленных как его ипостаси. Поэтому, почитая Дажьбога, мы славим Щедрость и Светлость Всевышнего Прародителя Рода, свет мудрости, разгоняющий тьму невежества и жаром ярым испепеляющий морок кривды, и Свет, наполняющий жизнью каждое живое существо в нашем мире.
Автор: Юлия Кузнецова
В оформлении используются картины художников: Андрей Шишкин, Максим Кулешов.
Если у вас есть желание поблагодарить за полезную информацию или поддержать нас, то это можно сделать: