Бог Род — бог-прародитель, изначальная созидающая сила, творец мироздания, существующий вне времени и пространства. Он поРОДил всю Вселенную. Всё сущее в этом мире есть его творение, из него произошедшее и в нём неизменно пребывающее. Он есть изначальная беЗпричина всего сущего. Род является персонификацией многообразия богов и предков в единстве проявленном. Всеединый бог Род проявлен в многоликих силах мироздания — он един и множественен одновременно. Он и пращур наш, и бог Всевышний. Бог Род также является олицетворением родственной связи, не только генетической, но и духовной. Так, Род выступает как хранитель родственных уз. Бог Род представляет собой единение двух противоположностей, ипостасью светлой коего является Белобог, являющий собой силы света и созидающей энергии, проникающей и оживляющей всё сущее, а тёмная ипостась Рода — Чернобог, бог царства тьмы и разрушительных сил природы, кои являются не олицетворением сил зла, а необходимым действием очищения, предваряющим новый акт творения мироздания.
Бог Род у славян
Славянский бог Род почитался нашими предками издревле. О едином боге, почитаемом славянами, писали многие летописцы древности. Так, немецкий хронист Гельмольд в своих «Славянских хрониках» также упоминает о верованиях славян в единого бога. То и был Род Всевышний, покровитель всего мироздания, а все боги в многообразии есть лишь проявления единой божественной сути в различных аспектах.
Как появился бог Род? Согласно мифологии, изначально Род пребывал внутри вселенского яйца — олицетворения космического мироздания. Сотворённое вселенское бытие состоит из трёх миров: Правь — мир светлых богов, местопребывание детей бога Рода, Явь — земной материальный проявленный мир, Навь — подземное царство тьмы, незримый мир беЗплотных духов. Миры сии не существуют в разделении, всё в единстве пребывает, так и миры эти пронизывают друг друга.
Дыханием своим бог Род призвал богиню любви Ладу — на земле явленную как матерь Сва, летающую по миру птицу и вестницу воли изначального бога Рода.
Его помощницы: богини Макошь, Доля и Недоля — пряхи судеб, участь в жизни человеку по благим делам и заслугам Доля отмеряет, а по эгоистичным и неправедным поступкам — Недоля.
Первый сын Рода, Сварог, продолживший великий акт творения мироздания. Для упорядочения изначального пространства бог Род создал его, в божественной кузнице коего была создана система мироздания, установлены законы миропорядка, следуя которым всё сущее пребывает в трёх мирах.
Богинями-творцами, Рожаницами, помимо Макоши, являются также: Лада, которая суть родительница всех светлых богов-Сварожичей и людей; и Леля, породившая беЗтелесных духов.
Бог Род суть старший мудрейший наставник богов, которые и вершат дела в мирах Прави, Яви и Нави. Все его дети, внуки, правнуки — по сути, проявления его божественной сути, определённых качеств бытия. Так, все боги русского ведического пантеона есть различные проявления бога Рода, ибо он и есть всё сущее. Всё пребывает в нём и неотделимо от него.
Символ бога Рода
Символичными изображениями бога Рода являются и мировое древо — Дуб, и руна Белобога, и камень Алатырь. А в современном обереговом творчестве символ Рода представлен как четырёхлучевая звезда, с загнутыми округлыми концами лучей, вращающаяся посолонь (по часовой стрелке) — проявление мужской энергии Рода-творца, противосолонь — женской. Мужским ликом бога Рода, проявлением его активной энергии является бог Сварог, а женским ликом является богиня Лада. Однако важно не забывать, что сам бог Род превыше всякого лика и образа. Так, невозможно представить изображение, бога Рода отражающее, ибо оком его узреть невозможно, постичь суть Вселенского творца можно лишь сердцем.
Обратитесь внутренним взором в глубины своего сознания и узрите светлую, чистую суть изначального творения — это и есть величественная созидающая сила — бог Род.
Атрибутами бога Рода являются: птица (утка или гусь), яйцо (как олицетворение космоса), дерево (Дуб), камень Алатырь (символ незыблемости и созидания).
Молитва богу Роду
Молитва — это некая совокупность слов, МОЛВя которые, человек, обращающийся к божеству, почитает его и возносит ему славу. Не поклоняется и не просит, а именно выказывает почтение, как сын отцу. Произнося молитву, мы создаём особенные звуковые вибрации, сонастраиваясь с которыми, мы проникаемся той мощной божественной энергией, к которой обращаемся. Тем не менее, почитать бога совсем необязательно словами, достаточно обратиться в глубины своего сознания, ведь именно там и находится божественная сила, но для этого необходимо уметь владеть своим умом, ибо процесс этот должен быть осознанным и управляемым.
Существуют различные варианты молитв богам. Можно создать свою молитву-обращение, главное, чтобы это было от души, с искренней любовью и намерениями добра.
Именами различными чествуют Всевышнего бога-прародителя мироздания. Отразим некоторые из них:
- Вечный (по сути, тот, который пребывает вечно);
- Всеблагой (благо приносящий детям своим во всех мирах);
- Всебог (бог богов);
- Всевышний (отец всех Богов);
- Вседержитель (поддерживает всё мироздание, им сотворённое);
- Вселикий (всё сущее во Вселенной проявлено ликами его);
- Всеотец, или Прародитель (отец всему сущему);
- Всесущий (пребывающий во всём сущем);
- Изначальный (он исток мироздания, начало всех начал);
- Непостижимый (он тот, кого ни разумом, ни чувствами постичь невозможно).
Так или иначе, считается, что сильнейшие звуковые вибрации создают мантры, произносимые на древневедическом священном языке санскрите. Мантра (санскр. मन्त्र) — от слова «манас» (‘ум’) и «тра» (‘очищение’). Произнесение мантр приводит в резонанс с высшей божественной энергией, но для того необходимо также правильно произносить их.
Универсальной мантрой, олицетворяющей Всевышнего бога-праРОДителя, является мантра «ОМ». Этой мантрой мы почитаем силы вселенского созидания, приводим сознание в состояние единения со всем сущим, проявленным во Вселенной силами бога-творца Рода.
Имя бога Рода
Имя бога Рода является корнем множества слов русского языка, как то: РОДина, приРОДа, поРОДа, РОДня, РОДственники, РОДители, наРОД, сРОДни (сРОДу, отРОДу), РОДник, РОДить, заРОДыш, сРОДный, плодоРОДие, РОДословная, уРОЖай, РОЖдение, РОДимый, РОЖь (также произошло от слова «родить»), бРОДяга (согласно словарю Даля — непомнящий родства, скиталец, бродящий вдали от родного дома, на чужбине), гоРОД (огороженное поселение), отРОДье (ныне употребляется в бранном значении, однако изначально это слово означало детей, потомство, поколение), уРОД (от слова «уродить» (то же, что и родить), также считается, что негативный окрас слово приобрело позже, но исходный смысл был вложен такой: это тот, кто «у РОДа», иначе говоря, первородное дитя) и т. д. Также все слова, из корня «род» вышедшие, но претерпевшие трансформацию во времени и в связи с дифференциацией языков разных народов, могут немного различаться, ввиду чередования в корне согласных и гласных букв. Кстати, на санскрите слово «rod-as» имеет значение ‘небо и земля в единстве’.
Глубинная суть бога Рода
Бог Род, по сути, есть единое вечное сияющее целое, его свет никогда не прекращался, это изначальное беЗпричинное сознание, беЗконечное, чистое и неделимое, проявившее космическое пространство с заложенным в нём потенциалом всех форм жизни, которые возникают в ограниченном индивидуальном сознании, как бы отделённом от источника, и в то же время, неизменно пребывающем в нём. Процесс творения Вселенной происходит силой созидательной мысли, присущей космическому сознанию. Этой Вселенской силой мысли создаётся всё сущее в мире, в различных формах проявления. Так, сознание само сотворяет себя как предмет осознания и становится осознающим в виде индивидуальных душ с ограниченными сознаниями, идентифицирующими себя отдельно от единого целого — источника бытия.
Проявившаяся способность к различению, сформировавшаяся двойственность восприятия приводит к возникновению беЗконечных форм, постоянно появляющихся и исчезающих. Так изначально Вселенским сознанием были созданы пять элементов материального мира — они, по сути, являются семенем, из которого произрастает древо мира. Все эти элементы в различных комбинациях создают многообразный мир форм, но они суть проявления силы Единого космического сознания, а не отдельные проявления бытия. Желание к познанию самого себя повлекло к действию силу творящей мысли, создавшей все беЗконечные миры Вселенной. Эта Вселенная существует в боге как его идея.
В изначальном причинном океане, тьме кромешной, инертном пространстве, возникла искра животворящая — то бог Род, дух верховный, Параматма (санскр. परमात्मा), содержащий в себе всё мироздание, который силой мысли породил Вселенную. Согласно древним ведическим писаниям, в изначальном космическом Разуме возникло намерение ощутить звук, и он породил пространство, эфир, посредством которого звук может распространиться; когда у него появилось намерение ощутить прикосновение, — возник воздух; желание видеть способствовало проявлению огня, источника света; а намерение ощутить вкус привело к появлению воды; желание ощутить запах проявило землю, обладающую этим качеством. Так, лишь от желания, первичного намерения, произошло творение.
Солнце явлено было из лица Рода небесного,
«Песни птицы Гамаюн», клубок первый
Прародителя и Праотца.
Месяц ясный — из груди его.
Звёзды частые — из очей его светлых.
Зори светлые — из бровей его.
Ночи тёмные — да из дум его.
Ветры буйные — из дыхания.
Дождь, и снег, и град — из слезы его.
Громом с молнией — голос стал его
Изначально бог Род пребывал во вселенском яйце, оно постепенно росло и набирало силы, когда пришло время сотворить проявленный мир, родилась Любовь, бог Род преисполнился любви ко всему мирозданию. Была явлена Вселенская сила Любви — благодаря ей расколол бог космическое яйцо, и из него появились воды небесные и тверди земные, свет и тьма, солнце и луна. Первым творением божественным была богиня любви Лада-матушка, рождена она была дыханием бога Рода. Вдохнул силу могущественную в Сварога небесного, в четырёх ликах проявленного, дабы ничто не укрылось во Вселенной от взора его.
Мировое древо богом Родом сотворённое, — дуб величайший, корнями в мире тьмы пребывающий, стволом — в мире Яви, кроной — в мире светлой Прави. Сын бога Рода Сварог поднял небеса — Сваргу, который путь солнцу — Сурье небесному — проложил, дабы мчалась его златозоревая сияющая колесница по небу, да смену дней и ночей устанавливала. Сварог сотворил Землю-матушку, мать Сыру-Землю — кормилицу. На Рипейских горах бел-горюч камень Алатырь Сварогом был найден, бросил его он в синее море, вспенилось оно и закипело, и явило сушу-землю. Змей Юша держит её на себе. У Земли родилась богиня Макошь, нити жизни прядущая, являющая женской ипостасью творящей силы бога Рода. Помощницы её — Доля и Недоля — по делам свершённым определяющие и назначающие в жизни вехи основные. Так произошло первое творение в нашей Вселенной необъятной.
Не забываем, что антропоморфизированные образы богов были даны для удобства восприятия, поэтому не стоит понимать буквально, как бог выглядит, какими атрибутами обладает, каким именем обозначен, каким характером известен, всё это, по сути, аллегории и метафоры, но не более. А боги — это силы мироздания. Бог Род проявлен различными аспектами своей божественной сути во многих ликах богов — детей его — единых с ним и неотделимых от него, изначального источника.
Бог Род суть исток, созидающей силой мысли которого произошёл акт творения всего мироздания. Он породил изначальную вибрацию в космическом океане энергии, пребывавшей в пассивной инерции. Эта вибрация вызвала колебания токов жизни Вселенной. Этот мир был порождён вследствие намерения, желания, и с прекращением оных он прекратит своё существование. Причина, побудившая к сотворению мира, станет причиной его исчезновения. Но ничто не исчезнет как таковое, так как, по сути, ничто и не появлялось, всё извечно пребывало в космическом сознании.
Космогонический сюжет сотворения мироздания основывается на аналогии с появлением на свет человека. Космическое яйцо и семя жизни в нём — воплощающееся творящее начало… Очевидно, процесс творения жизни как на макрокосмическом уровне, так и отражённый в микрокосмическом проявлении, по сути, идентичен.
Обратим внимание на этот космогонический архетип — мировое космическое яйцо. Этот образ фигурирует в мифологиях многих народов в части описания сотворения Вселенной. В древних ведических астрономических трактатах есть описание золотого яйца творца Вселенной Брахмы, и приведены его размеры (4 тыс. световых лет). Первоначальная форма владыки творения Праджапати — «Хираньягарбха» (हिरण्यगर्भ) на санскрите означает ‘золотой зародыш’, пребывающий в космических водах мироздания, из которых и будет явлена Вселенная.
По преданиям известно нам, что вначале была лишь Всесущая Матерь Тьма, и было во чреве оной золотое яйцо, из которого вышел бог Род, и тогда всё сущее проявилось в нашем мире.
Смысловые параллели можно в данном случае провести к сказкам, в частности «Сказка о курочке Рябе». Яйцо золотое передаёт символ мироздания. Никто не мог разбить золотое яйцо, что снесла курочка Ряба, — ни старик, ни старуха, — лишь мышка, что махнув хвостиком, яйцо уронила, и оно разбилось. Но курочка обещает снести другое яйцо, не золотое, а простое…
Разберём аналогии. Млечный путь, сотворённый Макошью, также именуется как «мышиная тропа». Макошь, богиня-прародительница, едина в двух ликах: светлом, как животворящая созидающая сила, и тёмном, как Мара — богиня смерти, разрушения. Так, Макошь проявляет мир из себя и вбирает его в своё лоно в конце цикла существования Вселенной. По сути, она и представлена в сказке как мышь, что хвостом своим разбивает яйцо, значит, разрушает мироздание в конце эпохи существования оного. Она же символично проявлена в образе птицы, сносящей яйцо — производящей акт творения мироздания. Волею сил божественных происходят смены эпох во Вселенной. То повествуется в сказке как действие по прекращению цикла творения и начала нового. Макошь в образе курочки Рябы обещает снести другое яйцо, уже не золотое, а простое — на смену одной эпохи приходит следующая… Таким образом, в сказке мы находим скрытый смысл акта вселенского творения, по сути, упрощённое описание основного космогонического мифа.
P.S. В заключение не будет лишним упомянуть, что народ жив, пока жива его история и родной язык. Даже если утеряны или уничтожены летописные источники, историю бережно хранят мифология, сказки, былины. Родной русский язык в каждом слове содержит ключи к знаниям и мудрости Рода нашего, сохранены образы, способные оживить в памяти нашей сокровенное знание об истоках наших. Народный фольклор содержит в закодированной форме знания и мудрость предков, историю родной земли со стародавних времён, что передаётся из поколения в поколение и является самым настоящим наследием времён, сохранившим традиции предков и исторические сведения о реальных событиях далёкого прошлого. Ценнейшие памятники русской культуры, будь то сказы (СКАЗки — то, что было СКАЗано), былины (БЫЛины — то, что БЫЛо) являются наследим Рода нашего, оно на языке символов и образов дошло до нас, нам лишь осталось верно истолковать истинный смысл, сокрытый в нём, и оБОГатить своё мировосприятие.
Живите по совести и в ладу с приРОДой! Во благо всех живых существ!
Автор: Юлия Кузнецова