Коляда — один из светлых солнечных богов русского ведического пантеона. Бог нового Коло1, являющийся олицетворением возрождающегося Солнца. Коляда — бог времени, даровавший людям календарь и поведавший о законах коловращения временных циклов. Он выводит на небосвод Солнце зимнее, на весну свой путь свершающее. Месяц, посвящённый богу Коляде, — декабрь, в котором празднуют один из главных святодней годового коло, знаменующий собой наступление Нового Года, — Коляду. Коляда открывает врата нового Коло — со светом обновлённого Солнца мир вступает в новый цикл годового Сварожьего Круга. Бог Коляда является одним из ликов Солнца, которое на своём годичном (видимом) пути предстаёт в различных четырёх ипостасях, проходя через четыре ключевые точки на небосводе, соответствующие четырём святодням в году: весеннее равноденствие, ликом молодого растущего Ярилы-Солнца явленное, летнее солнцестояние, ярой силой Солнца-Купалы предстающее, осеннее равноденствие, ликом стареющего мудрого Хорса-Солнца сияющее, и зимнее солнцестояние, обновлённым Солнцем-младенцем Колядой возрождающееся. Бог Коляда вступает в свои права со дня зимнего солнцестояния, когда Солнце поворачивает с зимы на лето, а провожают его на Масленицу, встречая весеннее Солнце.
Имя бога Коляды
Коло (круг) является символом круглого солнечного диска. В. Н. Дёмин в своей книге «Тайны русского народа» высказывает предположение, что одним из древнейших имён Солнца было Коло.
Индоевропейский корень «кол» сохранился во многих словах, в которых он несёт своё архаичное значение. Этот корень присутствует в словах, связанных с кругом: КОЛьцо, являющееся древним солярным символом, КОЛодец, КОЛыбель, оКОЛица, КОЛесница, КОЛоКОЛ, КОЛесо, КОЛобок, КОЛдовство. Также находим эту корневую основу в слове КАЛендарь — здесь в корне фигурирует буква «а», этот корень, с учётом допустимого чередования гласных а-о, тождественен корню «кол».
Также в имени бога Коляды прослеживается его связь с аспектом времени: коло представляет собой круг, он же имеет значение «цикл», а цикличность суть круговорот времени.
Слово «Kāla» на санскрите означает ‘смерть, срок, период, время, судьба’. Его значения, так или иначе, отражают связь с течением времени. Кстати, одно из имён Шивы, выступающего как проявление беЗконечной смены миров и эпох, — Махакал, или Кала. Одной из ипостасей супруги Шивы Парвати является богиня Кали. Эпоха, завершающая Великий цикл «Маха-юги», именуется как «Кали-юга». Также этот корень присутствует в слове, обозначающем космический цикл, — «Кальпа».
Корень «кол» также присутствует в названиях таких городов и местностей Руси: Коломна, Кологрив, Кольский п-ов (там же город и река Кола), Колпашево, Колпино, Колыма и т. д. В Германии город Кёльн ранее именовался как Колин. «Коло» — так назывался хоровод на Балканах. Так же именовалась в Запорожье казацкая рада (казачий круг). Кстати, племена кельтов назывались «колотами». А декабрь месяц раньше на Руси носил название «коложег».
Неспроста созвездие Большой Медведицы в стародавние времена называлось «Кола», а Полярную звезду — ось мира, вокруг которой наблюдается коловращение небосвода, — находящуюся в Малом Ковше Большой Медведицы, именовали как «Кол».
Коло времени. Коляда — бог времени
Солнце является олицетворением «колеса времени». Согласно ведическому мировоззрению, время ассоциируется с Колесом Калы, или Колесом времени (Калачакрой), а в буддизме — с Колесом Сансары. Форму колеса с восемью спицами имеет также символ Дхармы и учения Будды — Дхармачакра, олицетворяющая вечное коловращение бытия. Коло времени отражает суть круговорота рождений и смертей, попадая в который, живые существа становятся подвержены законам времени и ограниченного пространства.
Круг также символизирует мировое яйцо, в котором, согласно мифологическим сказаниям, зародилась Вселенная. Календари древнейших цивилизаций мира имели форму круга, при этом во всех календарных системах в основу было положено движение Солнца, они отражали основные моменты цикличности процессов, происходящих в Природе.
Колесо (Коло) — это круг, который является символом постоянной смены циклов: день сменяет ночь, жизнь — смерть. Сакральный смысл колеса времени таит в себе глубинную суть вечного возрождения и беЗконечной смены циклов времени.
Перун приводит в движение небесное Коло, которое олицетворяет небо звёздное или Сваргу пречистую, и оживляет мир явный, согласно закону Прави. Бог Коляда поддерживает коловращение бытия, обеспечивая смену дней и ночей, света и тьмы, дабы пребывал мир в гармонии и равновесии. Он отверзает врата иномирья на стыке времён, когда старое коло в последний раз заходит за горизонт, а новое коло восходит на заре нового временного цикла.
Круговорот времени отражает суть главного закона бытия — всё в мироздании пребывает в гармонии. Поэтому разрушение всегда предшествует творению, свет не существует без тьмы, счастье — без печали… Поскольку круг — символ цикличности, важно понимать, что во Вселенной имеет место необратимость течения времени, и ничто не возвращается в исходную точку пройденного пути, всё пребывает в движении и развитии, поэтому цикличность следует воспринимать как спираль, круг за кругом ведущую всех живых существ по пути эволюции. В каждое новое перевоплощение душа приходит обогащённой опытом предшествующих рождений на земле, и каждый раз рождается на новом витке «спирали» эволюции.
Годовое коло Коляды, по сути, отражает течение времени земного: утро года — пора весенняя, юным Ярилой пробуждаемая; день года — время лета, зрелым Купалой яро согреваемого; вечер года — пора осенняя, старым мудрым Хорсом освещаемая; а ночь года, на стыке времён явленная, — время зимнее, период трансформации, переход от смерти к рождению, олицетворяемый Колядой-младенцем.
Что такое время? На этот вопрос сложно ответить однозначно. У времени нет пространственного измерения, его также невозможно отобразить линейно. Для нас время является единицей измерения и отражает процессы, происходящие в проявленном мире. Пока мы воспринимаем объективно только материальный мир форм, для нас существует разделение времени на прошлое, настоящее и будущее, однако по мере расширения сознания и восприятие времени выходит за пределы этого мира, и все три категории (прошлое, настоящее и будущее) соединяются в одном мгновении.
Многие замечали, что время порой утекает как сквозь пальцы вода, мимолётно и неумолимо ускользает от нас. Мы стремимся сделать много, но порой мало что успеваем, списывая это на время, которое «летит слишком быстро»… Но виной такому процессу ускорения времени являемся, как ни странно, мы сами. Мы будто бежим за временем, тогда как оно от нас убегает.
Тот везде успевает, кто никуда не торопится. И наоборот — тот, кто спешит, как правило, всегда опаздывает, ибо, сам того не замечая, ускоряет время. Стремление ускорить время, любое проявление поспешности и нетерпения исходит от эгоизма и является проявлением жадности (нам мало времени на удовлетворение своих эгоистичных потребностей, мы стремимся порой ускорить время, дабы приблизить желанный момент и т. д.). Поэтому из вышесказанного можно сделать вывод, что наши желания ускоряют время жизни.
Время также зависит от энергии: у тех людей, чей запас энергии истощён (например, у большинства людей в старости), время летит очень быстро, тогда как в детстве, когда энергии у нас много, время будто замедляет свой бег… Откуда взять энергию? Энергия и жизненная сила — в ней никогда не испытывает недостатка тот, кто дарит миру любовь, живёт в гармонии со всем сущим, а его разум не пребывает под гнетущим влиянием эгоистических тенденций.
Как известно, куда направлено наше внимание — туда уходит наша энергия. Вероятно, вы замечали, как быстротечно пролетает время, когда мы не находимся в моменте «здесь и сейчас», то есть наши мысли где-то витают, а возможно, мы погружены в мечты и грёзы о будущем или ностальгируем о прошлом… Так или иначе, нас нет в настоящем, тогда мы растрачиваем свою энергию впустую, и соответственно время ускоряется, так как энергии в настоящем моменте нет. Но что такое настоящее? Неуловимое мгновение между прошлым и будущим. Это словно бытие в вечности, в которой время не существует, настоящее — вне времени.
Многие люди в наш век бОльшую часть своей жизни вообще «убивают» время: пустое времяпровождение — это всё то, что отрывает нас от настоящего и забирает ценные моменты жизни, которые мы могли бы посвятить духовному саморазвитию и служению во благо всего сущего.
Почему в Ночь Сварога ( Кали-югу), эпоху страданий и невежества, время ускорено относительно других эпох, тогда как Сатья-юга — время праведности и чистоты — имеет бОльшую продолжительность? Время в Сатья-юге наполнено любовью и светом, ибо ишь в условиях принятия и любви ко всему сущему, пребывая в полном доверии к божественному замыслу, не испытывая сопротивления и противостояния окружающему миру, мы полны энергии, и время замедляет свой бег, позволяя нам прожить каждый её драгоценный момент в полную силу. Время ускорилось во времена Кали-юги, и виной тому отсутствие гармонии и безусловной5 любви, эгоистичная жажда власти, тщеславие и корысть, разъедающая сердца своим ядом… Всё это и многие другие проявления эпохи невежества крадут у нас время жизни. Прекрасные слова сказаны в «Йога Васиштхе»: «Интеллект человека управляется эгоизмом, в то время как должно быть наоборот. Поэтому в человеческом разуме нет спокойствия и счастья. Молодость проходит. Святые редки. Из этого страдания нет выхода. Не видно никого, кто бы понимал истину. Никто не радуется богатству и процветанию соседа, и ни в чьём сердце не находится сочувствия ближнему. Люди становятся проще и примитивнее день ото дня. Слабость победила силу, трусость — смелость. Плохую компанию легко найти, хорошую — почти невозможно. Разум тщетно ищет счастье в объектах мира…Но счастлив только тот, кто свободен от эгоизма, и кого не захватывают желания чувственных удовольствий, но таких людей очень мало. Я не считаю героем того, кто может победить целую армию, только тот настоящий герой, кто хозяин своим разуму и чувствам».
Вывод таков:
невежество и эгоизм забирают у нас жизнь, ускоряя время и быстрее приближая к старости и смерти, а мудрость и любовь дарят нам энергию, замедляя ход времени нашей жизни.
Бог Коляда щедро дарит нам время жизни на исполнение своего истинного предназначения и эволюционного восхождения, но забирает его, когда мы, пребывая в невежестве и заблуждении, сбиваемся с Пути и следуем ложными тропами в жизни, уводящими от Истины.
Праздник, посвящённый богу Коляде с одноимённым названием, начинается со дня зимнего солнцестояния. В день зимнего солнцеворота Солнце находится в самой низкой точке небосвода, тогда как на Купалу — в день вышнего летнего солнцеворота Солнце находится в самой вершине небосвода. Зимнее солнцестояние также называют низшим, поскольку Солнце проходит низший полюс годового круга. В южном полушарии начинается лето, а в северном — зима. 21 или 22 декабря — самый короткий день и самая длинная ночь в году, которая после 25 декабря начинает убывать, а светлое время суток — прибавляться. Солнце поворачивает на лето, а зима — на морозы. В северном полушарии наступают холода, так как Солнце освещает больше южное полушарие. Считается, что движение Солнца к северу, которое начинается со дня зимнего солнцестояния, знаменует собой начало светлой половины года, тогда как период времени со дня летнего солнцестояния, когда Солнце держит путь на юг, считается тёмной половиной года.
Время Коляды волшебное, и человек, вставший на Путь духовного самосовершенствования, непременно сможет извлечь благую пользу из преподнесённых в это время уроков.
В сам день зимнего солнцестояния и в течение двух последующих за ним дней происходит утончение грани между мирами, что не только усиливает нашу связь с богами и предками, но также и открывает врата для духов тёмной Нави, которые могут проникнуть в Явь, поэтому время это считается опасным (так же, как и остальные три дня года). В эти дни возможно усиление влияния эгоистичных тенденций на сознание. Вот почему их важно посвятить духовным практикам. Постарайтесь нести свет в мир своими мыслями и деяниями, а любые препятствия и помехи на Пути следует воспринимать как преподнесённый урок, который призван возвысить нас над прежними концепциями и ограничениями ума, очистить от низших чувств и направить на верный путь духовного восхождения.
Следует понимать, что любые неблагоприятные обстоятельства, складывающиеся в нашей жизни, — это уроки, и оцениваются они как отрицательные проявления лишь с точки зрения нашего Эго. Мудрые понимают, что любое препятствие — это благой урок — наставление богов наших многомудрых, которые направляют нас по Пути, только мы не всегда это верно истолковываем, будучи не в состоянии своевременно распознать истинную причину всего происходящего в жизни.
Порой только спустя время мы можем со всей очевидностью обнаружить, что некогда казавшееся нам проклятием оказалось поистине просветляющим благословением.
Узреть высшее благо как в худом, так и в добром, не поддаваясь иллюзии двойственности — один из главных уроков, преподносимых нам богами. Поэтому для одних этот день станет испытанием, а для других — временем, открывающим благие возможности духовного развития. И не забывайте ни на миг, что этот мир — лишь временное пристанище Души на длинном Пути эволюционного восхождения.
Праздник возрождения Солнца Коляды — встречаем настоящий Новый Год!
Сварог возносит свой молот небесный в Кузне Сварожьей ввысь до вершины небосвода на Купалу, а ударяет по священному камню Алатырю в день Коляды (низшая точка небосвода), и искрами от удара сего разлетаются дни года нового.
Астрономически это можно пояснить так: в день зимнего нисхождения Солнца в северном полушарии Земли оно оказывается в самой низкой точке на небосводе относительно небесного экватора. В дни зимнего и летнего благоденствия Земля наиболее удалена от Солнца, это связано с тем, что орбита Земли немного вытянута — имеет форму эллипса, и в эти дни Земля находится в дальней точке орбиты.
Период с 21 по 25 декабря — зимние святки, или, как их ещё называют, Колядки. Сам праздник встречи нового года именуют по-разному: и как Новолетие, и как Зимний Солнцеворот.
Неделя до 24 декабря считается благоприятным временем для проведения внутреннего самоанализа, поэтому важно эти дни посвятить «очищению» от накопленных обид, завершению незаконченных дел и исполнению обещаний. Стоит провести аналитическую медитацию, которая выявит, чем была наполнена ваша жизнь и каким ценностям вы следовали. Также ночь перед Колядой традиционно считается очень благоприятным временем для гаданий и волшбы.
Самый короткий день и самая длинная ночь в году накануне Коляды, именуется как Корочун, или Карачун. Название сего дня, учитывая коренную основу «кор», может трактоваться и в значении «короткий», и как «солнечный круг» (в данном случае завершение оного). Он знаменует собой завершение годового коло, что является прообразом на макрокосмическом уровне завершения цикла творения и наступления Пралайи (символично отображающей самую длинную ночь в земном году), по завершении которой наступает рассвет нового временного цикла мироздания — происходит возрождение Вселенной, начинается новая Кальпа (символично на земном плане соответствующая новому году). Так, Корочун приходит, дабы уступить место Коляде в день рождения молодого Солнца.
Считается, что в Корочун силы тьмы преобладают над силами света. Также происходит переход от одного временного цикла к следующему. Поэтому важно эффективно использовать это время, дабы избавиться от всего лишнего, изжитого и более не нужного нам для дальнейшего следования по Пути в новом цикле. Этот день рекомендуется провести дома, в семейном кругу с зажжёнными свечами, приглашая Огнебога Сварожича, очищающего пространство.
Этот день является завершающим в уходящем году и символизирует завершение одного этапа и начало другого. Все обряды связаны с очищением и переходом на новый этап развития. Поэтому важно в эти дни жизнь свою править, или ладовать, дабы прийти к гармонии с окружающим миром и вступить на порог нового года без груза прошлого и изжитого за плечами. Как это сделать? Нужно уделить время подведению итогов прошедшего года и очиститься на всех трёх уровнях: на физическом плане — очищение тела, избавление от ненужных вещей, поскольку считается, что неиспользуемые нами вещи накапливают негативную энергию; на уровне чувств и эмоций — очищение от обид, прощение; на ментальном уровне — очищение ума, освобождение от ложных концепций, убеждений, которые проявили себя как препятствия вашему духовному росту.
Практика аналитической медитации поможет провести очищение сознания и приведёт нас к обретению гармонии, что очень важно накануне встречи нового возрождающегося Коло. Это благоприятное время для поиска корня тех проблем, которые одолевали в течение года, и для выявления источника наших бед — как правило, им являемся мы сами. Но чтобы это осознать, необходим анализ своих мотивов, поступков и деяний, которые привели к определённым следствиям. Как провести практику очищения сознания: для начала нужно просмотреть мысленно «панораму» прошедшего года: какими благими начинаниями он был отмечен, а также какие негативные проявления в нём присутствовали — и самое главное — какие уроки эти «неудачи» нам преподнесли, какое благо для духовного роста извлекли мы из неблагоприятных, с точки зрения нашего Эго, обстоятельств.
По истечении трёх дней после дня зимнего солнцестояния врата междумирья закрываются, и начинается встреча возрождённого Солнца Коляды.
Обычаи праздника Коляды
Со дня Коляды начинается увеличение светлого времени суток и сокращение тёмного. Этот день знаменует собой начало нового цикла — первый день нового года. Коляда рождается светлым лучом, пробивающимся из воцарившейся тьмы, освещая и постепенно рассеивая её, по мере своего роста и обретения сил.
Коляду следует отмечать дома в кругу родных и близких. Важной традицией этого времени является почитание родителей, являющихся нашими богами на земле, жизнь нам даровавших. Ведь жизнь — это школа, в которой мы постигаем мудрейшие законы жизни и растём духовно. Также в дни зимнего благоденствия и рождения молодого Солнца почитают матушку Ладу в её ипостаси матери-рожаницы, породившей богов вышних. Совершают обряды по сонастраиванию с богами родными почитанием и поднесением даров, а они даруют нам силы, дабы мы жизнь свою проживали, пребывая в гармонии с миром и неся благо всему сущему.
Весельем и плясками всегда на Руси встречали зимнее Солнце Коляду, возрождающееся на заре нового годичного цикла. На Коляду проводятся народные игрища, состязания, поют песни — «колядки», которыми славят возрождённое Солнце Коляду, гадают, колядуют, обряжаются в ряженых и ходят по домам, собирая угощения, пекут пироги, символично отображающие солнечного коло, готовят взвар и сурью, жгут колесо — символ Солнца, огненным светом сияющего. По народным поверьям считается, что Велес Мудрый, который мостит путь Коляде от старого уходящего года к новому, сам является на Коляду в облике Полазника — гостя навьего.
Святочные колядки, в которых величают хозяина, хозяйку и детей их, живущих в трёх теремах, пронизаны сакральным смыслом. Как части Вселенной: хозяин — олицетворение Солнца Красного, Хозяйка — светлоликой Луны, а дети — частых звёздочек. Также солнечный символизм можно обнаружить в названиях традиционной выпечки на Коляду. Южные и западные славяне пекли пироги «КОЛачи», или «Калачи», в форме солнечного коло. Восточные славяне именовали свою солнечную выпечку «козулями», или «козурками». В Малой Руси это были «коровки» (отсюда пошло название круглого пирога — «каравай»), «ягнята» (отсюда, кстати, ведёт своё происхождение название баранок), а также «коники». В Болгарии пекли «кравае» (козоницы), или «короваи».
В этот день происходит единение с силами природы. В частности, со стихиями воды и огня. Особое место в праздники святодней уделяется огненным обрядам. Многие обряды Коляды схожи с летними, посвящёнными встрече Солнца Купалы: возжигают костёр, через огненное пламя коего прыгают, свершая обряд очищения, ходят по горящим угольям; также с огнём связан обряд катить горящее колесо по снегу, растапливающее его, что олицетворяет движение Солнца на его пути — годовом круге. Зимой также совершают омовение, только это проявляется как «купание» в снегу. Накануне Коляды разжигают так называемый бадняк — бревно больших размеров, также существует обычай возжигать огни в домах на всю ночь. Важно отметить, что обережная сила огня охраняет и защищает от сущностей тёмной Нави, норовящих перейти границу между мирами и проникнуть в Явь.
Колядование — обряд, во время которого колядовщики — ряженые обходят дома с песнями и пожеланиями добра и счастья в новом году и получает за это дары — угощения. Ряженые обряжаются в маски — отсюда пошла традиция проведения маскарадов и карнавалов в новогоднюю ночь. Считается, что ряженые олицетворяли собой души ушедших в иномирье и разных навных сущностей. Также обряд ряжения указывает нам на то, чтобы мы обратили свой взор на самих себя и признались честно и по Совести — не носим ли мы также маску в жизни, не обманываем ли таким образом сами себя, играя чужую роль. Не живём ли мы в маске, под ложной личиной? Порой трудно себе в этом признаться, да и многие из нас уверены, что исполняют свой долг в жизни, следуя своему предназначению. Но так ли это на самом деле — на этот вопрос важно ответить себе самому, не боясь ранить своё самолюбие, как проявление нашего Эго.
Празднование зимнего солнцестояния и «обновления» Солнца в разных странах
В эти священные дни, посвящённые Солнцу, устанавливается особая связь с вышними мирами, о которой ведали предки наши, и по мере расселения с изначальной прародины традиции и обычаи были привнесены ими на новые земли, потому традиция встречи возрождённого Солнца сохранилась во многих странах мира.
Индийский Макара Санкранти — день, посвящённый обновлённому Солнцу и единственный отмечаемый по солнечному календарю в Индии. Он же праздник урожая. Накануне праздника люди выбрасывают старые вещи, а в сам день совершают омовения в священной Ганге и почитают Сурью светлоликого, преподнося ему первые плоды собранных даров Земли-матушки. Солнце переходит в знак Козерога (Макара) и начинает свой восходящий путь к северу (Уттараяна), поэтому этот день считается священным и благоприятным. Согласно западной астрологии, Солнце находится в знаке Козерога с 22 декабря по 20 января, в ведической астрологии Солнце располагается в созвездии Макара с 15 января по 12 февраля, поэтому праздник приходится на середину января (момент вхождения Солнца в знак Макара). На Шри-Ланке и юге Индии сей день именуется как Понгал.
В Индии также праздник, приуроченный к самому календарному зимнему солнцестоянию, носит название Махакаларатри (Великая ночь богини Кали). Праздник проходит в самую длинную ночь в году, являющуюся олицетворением богини Кали, либо в безлунную ночь новолуния, ближайшего ко дню зимнего солнцестояния.
В Иране отмечается по сей день зороастрийский праздник под названием «Шаб-е-Ялда», что означает «Ночь рождения», в честь солнечного бога Митры15. Разжигают костры, дабы рассеивали они воцарившуюся тьму, пока Солнце вновь не возродится. Люди собираются в кругу семьи, устраивают семейный ужин, едят фрукты, орехи, при этом особое место отводится гранатам и арбузам, своим алым цветом олицетворяющим рассвет нового года.
В Китае в эти дни проходит празднование Дунчжи — фестиваль зимнего солнцестояния. Традиции связаны с приготовлением круглых рисовых шариков, символизирующих Солнце и воссоединение. Празднование проходит в кругу семьи, когда все собираются вместе и устраивают торжественный ужин воссоединения.
Германские народы празднуют Йоль (hjul — ‘колесо’). Двенадцатидневный праздник начинался с «Ночи Матери» (с 20 на 21 декабря), когда Солнце символично «рождается» вновь, — Модранихт. Ныне праздник длится только в день зимнего солнцестояния. Все ритуалы этих дней связаны с этим символичным умиранием и рождением Солнца. Святочное полено горело всю ночь, поддерживая огненный свет ярый в мире, дабы Солнце возродилось. А святочный венок, как правило, находился в доме, — на двери его не вешали. Наряжали святочное дерево, под него клали дары и подношения эльфам и духам. Стоит отметить, что традиции, ныне ассоциируемые с Рождеством и Новым годом, связанные с рождественской ёлкой, венком, святочным поленом и т. д., являются древнейшими традициями наших предков, связанных с зимним обновлённым Солнцем. Так что в день 25 декабря встречали новорожденное Солнце ещё задолго до современного праздника Рождества.
Ежегодный праздник Латвии Ziemassvetki отмечается с 24 по 26 декабря. В этот день также украшают ёлку и пекут пряники, также празднование сопровождается обрядом хождения по домам за угощениями ряженых.
В традиции друидов день зимнего солнцестояния известен также как кельтский праздник возрождённого Солнца под названием Альбан Артан.
В Перу, где зимнее солнцестояние проходит в июне, поскольку в южном полушарии Солнце проходит низшую точку на небосводе летом, отмечают праздник Солнца Инти Райми. В этот день устаивают представление — историческую реконструкцию древнейшего праздника Солнца.
В Японии день зимнего солнцестояния — праздник То-дзи, посвящённый солнечной богине Аматэрасу и её возвращению из Небесного Грота, что знаменует собой возрождение Солнца и победу над тьмой.
Известны также церемонии с танцами, проводимые в день зимнего солнцестояния такими народами, как, например, индейцы Зуни, проживающие в Нью-Мексико, — обрядовые пляски именуются как «Шалако».
Многие мегалитические сооружения сохранили отголоски древнейшей традиции мира — встречи возрождённого Солнца. Важно отметить, что алтари всех древних храмов ориентированы на восток — точку восхода Солнца в день зимнего Солнцестояния. Одно из самых известных мест, где встречают ежегодно зимнее солнцестояние, — Стоунхендж (3000 г. до н. э., Англия). Он построен так, что в дни солнцестояний происходит выравнивание по Солнцу: в день зимнего солнцестояния — на закат (на юго-западной стороне мегалитического памятника), а в день летнего солнцестояния — на восход (на северо-востоке). Также в Ньюгрейндже (3200 г. до н. э., Ирландия) имеет место выравнивание в день зимнего солнцестояния на точку восхода Солнца. В египетской пустыне Набта-Плайя (4900 г. до н. э.) древнейший каменный круг был создан (аналогично Стоунхенджу) с выравниванием по оси на точку заката в день зимнего солнцестояния на юго-западной стороне и на точку восхода в день летнего солнцестояния на северо-востоке. В Германии Гозекский круг (4900 г. до н. э.), вырытый в земле, имеет два входа, ориентированные в день зимнего солнцестояния на точку восхода на юго-востоке и на точку заката на юго-западе. В Египте центральная ось Карнакского храма Амона-Ра19 (3200 г. до н. э.) также была ориентирована на восток на точку восхода возрождённого Солнца.
P.S. Со дня зимнего солнцестояния, после которого Солнце идёт на возвышение, в свои права вступает бог возрождённого молодого Солнца — Коляда. Его приход знаменует собой начало нового этапа в нашей жизни, когда Солнце начинает восполнять утраченные силы в тёмную половину года и восстаёт из мрака, дабы воссиять в небесах чистым обновлённым светом, каждый раз напоминая нам, что существование этого мира основано на законах гармонии и равновесия, поэтому свет всегда озаряет воцарившуюся тьму, растворяя её своим сиянием. Как бог времени Коляда напутствует нас следовать в своей жизни по Пути Прави, и ни на миг не забывать, что всё в этом мире бренно, и не след нам, детям светлых богов, губить свою жизнь в погоне за материальными благами, ложными ценностями и беЗсмысленными удовольствиями. Бог Коляда призывает нас пребывать в равновесии, в настоящем моменте, не погружаясь в игры иллюзии двойственности и разделённости. Да взойдёт Солнце самоосознания в каждом из нас, дабы рассеять тьму обусловленного бытия!
Слава Коляде! Слава Роду! Слава Богам и Предкам нашим!
Автор: Юлия Кузнецова.