Психологи шутят: в современном обществе 80-90 процентов невротиков. А остальные — просто обалдуи, которым «все по барабану». А если серьезно, то почему одни люди чувствуют себя в экстремальных ситуациях как рыба в воде, а других они напрочь выбивают из седла?
Ученые на Западе ищут ответы, применяя в основном психологическое тестирование. Наши копают, что называется, фундаментально — изучают работу мозга. Он функционирует в четырех диапазонах частот: альфа, бета, тета и дельта. По характеру электроэнцефалограмм специалисты Института эволюционной физиологии и биохимии РАН разделили испытуемых на несколько групп. У первой — в моменты стрессов — превалирует альфа-ритм с частотой 8-12 Гц в секунду. Это, можно сказать, идеальный вариант. Он показывает, что в мозге человека все нормально: соотношение процессов возбуждения и торможения стабильно, связи между его отделами хорошо организованы, по ним как по проторенным дорожкам циркулируют нервные импульсы.
У второй группы с равной вероятностью возникает как альфа, так и тета-ритм — медленный и эволюционно более древний. У третьей группы появляются все четыре ритма, в том числе и самый медленный, дельта-ритм. Так вот, оказалось, ритмы — это, по сути, показатель того, как мозг приспосабливается к разным условиям, и, прежде всего к экстремальным.
Ученые, в частности, исследовали, как здоровые молодые люди, которые прошли строгие медосмотры, адаптировались к высокогорью. Уже через месяц после пребывания на Памире стало ясно, что испытание выдержали далеко не все. Одни приспособились легко и быстро, а у других начало прыгать давление, биться сердце. А что же происходило в их голове?
Как нетрудно догадаться, легко адаптировались те, у кого электрической активностью мозга управлял альфа-ритм. Конечно, такая картина установилась не сразу, но через месяц ЭЭГ этих испытуемых полностью повторяла ту, что была до подъема в горы. Во второй группе изменения оказались намного более выражены, причем интересно, что к концу срока альфа-ритм нормализовался только в правом полушарии. То есть эти испытуемые стали как бы «правополушарными».
Наконец, у третьей группы изменения ритмов были наибольшими. Особенно показательно, что появилась активность в бета-диапазоне, которая отражает крайнюю степень напряжения. Именно эти люди так и не смогли приспособиться к высокогорью, у многих появились признаки «горной болезни», а ритмы мозга так и не вернулись к исходному состоянию.
А теперь самое важное: те же самые закономерности проявляются и при социальных стрессах. У людей со слабой организацией ритмических процессов — а они относятся к третьей и частично ко второй группам — любой стресс приводит к тому, что работа мозга еще больше рассогласовывается. В результате — нервные срывы, психиатрические заболевания и даже мысли о самоубийстве. И все потому, что мозг не может себя регулировать.
Можно ли помочь мозгу, как-то научиться управлять его ритмами? До некоторой степени можно, считают ученые. Они нашли способ своеобразной тренировки мозга. Для этого человека сажают перед монитором, на котором отражается ритмическая активность его мозга, и предлагают попробовать самому усилить одни ритмы и ослабить другие. Как? Приемы довольно нехитрые, им легко обучиться. Овладев такой технологией, человек будет готов к встрече со стрессами.
Этот метод уже используют для коррекции работы мозга детей с задержкой интеллектуального развития.
Вероятно, он был бы очень полезен и для летчиков, авиадиспетчеров, космонавтов, водолазов и других людей «экстремальных» профессий.
Да и для каждого из нас, ведь, как говорят психологи, сегодня 90 процентов населения — невротики.
Марина ИСАНИНА
ИНФОРМНАУКА