Короткая длительность (7-15 мин) используется с целью возбуждения активизирующих систем межуточного и среднего мозга и повышения двигательной активности.
Большая длительность (25-30 мин) приводит к снижению двигательной активности, развитию процессов разлитого торможения.
Дальнейшее увеличение длительности процедуры (35 мин и более) приводит к нарастанию процесса торможения фазной активности и увеличению пластического тонуса.
Проявление описанных эффектов зависит от исходного психофизиологического состояния человека.
Ряд авторов утверждают, что короткие 15-20 минутные сессии два-три раза в день более эффективны, чем одна длинная сессия. Во всяком случае, ритмическое воздействие на мозг длительностью более 45-и минут не рекомендуется, поскольку, в общем случае, мозг перестает следовать свето-звуковым стимулам, а иногда превышение 45-и минутного порога может привести к разлитому торможению коры головного мозга (сонное сумеречное состояние), которое проходит только после естественного сна. Желательно проводить ежедневную стимуляцию. По крайней мере, перерывы не должны превышать трех дней.
При понижении частоты биений мозгу требуется дополнительное время для синхронизации (не менее 1 минуты). При повышении частоты биений дополнительного времени для синхронизации не требуется (если воздействие длилось менее 20 минут). Если воздействие длилось 20-30 минут, наблюдается обратный эффект – для повышения частот мозга требуется около 5 минут (при плавном увеличении частоты биений).
Тактильная стимуляция
Тактильные раздражители (идущие от микровибраторов или микромассажеров, также возможно использование тепловых, электрических и других раздражителей) обычно следуют синхронно с подачей световых стимулов.
Тактильная стимуляция в ряде случаев оказывает положительный эффект при вегетативных расстройствах. Этот прием позволяет дополнительно активировать ретикулярную формацию и фронтальные зоны за счет восходящих афферентных влияний, что, в свою очередь, будет оказывать тормозное влияние на ретикулярную формацию. Данный контур саморегуляции позволяет оптимизировать психовегетативные взаимосвязи (афферентная дуга с центральной переработкой стимула – эфферентная дуга с соматической реализацией возбуждения).
Ретикулярная формация ствола мозга и неспецифический таламус тесно связаны с корой больших полушарий. Особое место в системе этих связей занимают фронтальные зоны коры. Предполагается, что возбуждение ретикулярной формации ствола мозга и неспецифического таламуса по прямым восходящим путям распространяется на передние отделы коры. При достижении определенного уровня возбуждения фронтальных зон по нисходящим путям, идущим в ретикулярную формацию и таламус, осуществляется тормозное влияние. Фактически здесь имеет место контур саморегуляции: ретикулярная формация изначально активизирует фронтальную кору, а та в свою очередь тормозит (снижает) активность ретикулярной формации. Поскольку все эти влияния носят градуальный характер, т.е. изменяются постепенно, то с помощью двухсторонних связей фронтальные зоны коры могут обеспечивать именно тот уровень возбуждения, который требуется в каждом конкретном случае. Таким образом, фронтальная кора — важнейший регулятор состояния бодрствования в целом и внимания как избирательного процесса. Она модулирует в нужном направлении активность стволовой и таламической систем. Благодаря этому можно говорить о таком явлении, как управляемая корковая активация.
В связи с вышеизложенным, следует иметь в виду, что при преобладании зрительной и слуховой афферентации, связанной с витальной угрозой (например, при ведении боевых действий), происходит снижение активности ретикулярной формации для снижения поступления болевых импульсов от возможных травм и ранений. Применение тактильной стимуляции в этом случае может восприниматься резко негативно из-за развития возможного перевозбуждения фронтальной коры.
Место постановки микровибраторов выбирается с учетом задействованности соответствующих сегментов спинного мозга. Например, при склонности к повышению артериального давления, микровибраторы располагают на воротниковой зоне.
Поскольку тактильная стимуляция тормозит бета-ритм, то нецелесообразно использовать ее при частотах свыше 14 Гц. Оптимально сочетание с синим и фиолетовым цветом и звуковой частотой 196 Гц.
Принципиально не исключается применение микровибраторов на соответствующие рефлексогенные зоны и точки с учетом терапевтических частот по Р.Фоллю.
Дополнительные форматы воспроизведения
Audiostrobe (запатентованная торговая марка). «Звуковые вспышки». Для формирования звука в наушниках иногда используют не генерацию звуковых тонов, а специальные релаксационные записи на CD, аудиокассетах и других носителях (обычно используются записи шума моря, водопада, музыки и т.п.). Для генерации световых сигналов в заданном ритме дополнительно на запись наслаивают высокочастотные сигналы (практически не воспроизводимые в наушниках) с частотой около 19 кГц, которые в дальнейшем через специальные устройства или устройства АВС фильтруются и подаются на светодиоды.
Таким образом, например, прослушивая запись со звуками природы, одновременно идет воздействие световой стимуляцией с частотой альфа-тета ритма.
Цветомузыка (иногда используются запатентованные торговые марки ColorPulse, MicroPulse). В наушники подается звуковой сигнал (музыка, голос психолога и т.п.), параллельно он подвергается разделению по частотному и/или амплитудному принципу. В зависимости от частоты и/или амплитуды сигнала изменяется частота, яркость и цвет световых сигналов.