Нарушения сна являются оной из самых распространенных проблем у современного человека. Около 33% людей испытывают бессонницу хотя бы один раз в году. Недостаточный ночной сон приводит к значительным изменениям в функционировании жизненно важных систем организма, изменению процесса обмена веществ, гормональным и эндокринным нарушениям.
Существует множество различных нарушений сна. Они могут касаться как засыпания, так и стадии глубокого сна или парадоксального сна.
Кошмары.
Это мучительные сновидения, возникающие во время парадоксального сна. Существует психологическая связь между кошмарами и проблемами, с которыми человек сталкиваемся наяву.
Ночные ужасы.
Они обычно появляются во время медленноволнового сна и приводят к внезапному пробуждению в состоянии испуга. Вероятно, их следовало бы рассматривать как интенсивный панический рефлекс, возникающий в результате замедления дыхания и сердечного ритма, которое наступает на 3-й и 4-й стадиях сна. В отличие от того, что происходит в случае кошмаров, у субъекта сохраняется очень мало воспоминаний от этих моментов ужаса.
Бессонница.
Бессонница тесно связана с тревожностью. Она часто наблюдается у людей, обеспокоенных реальными или воображаемыми проблемами, связанными со здоровьем или с повседневными неприятностями, которые в конце концов начинают занимать всю их жизнь, захватывая и время сна.
Страх перед невозможностью заснуть, повышает напряжение организма, а это поддерживает и усиливает боязнь бессонницы.
Среди средств для борьбы с бессонницей лидируют лекарства, представленные бензодиазепиновыми производными. С помощью многочисленных полисомнографических исследований было показано, что эти препараты увеличивают общее время сна, длительность 2 стадии фазы медленного сна, снижают двигательную активность во сне, время бодрствования внутри сна и уменьшают время засыпания.
Появление этого класса снотворных стало не только значительным шагом в лечении инсомний, но и привнесло определенные проблемы: привыкание, зависимость, необходимость постоянного увеличения суточной дозы, синдром отмены и усиление проявлений синдрома \»апноэ сна\» (как результат миорелаксирующего действия). Кроме того, препараты этой группы с длительным периодом полужизни могут существенно модифицировать сон, вызывая, в частности, постсомнические расстройства.
У пожилых пациентов проблема усугубляется необходимостью приема кроме снотворных препаратов еще и других лекарств. Многие препараты, назначаемые им для терапии соматических страданий, обладают дополнительным снотворным эффектом, не учитывая который можно получить осложнения при его сочетании с назначаемыми снотворными. Кроме того, у лиц старших возрастных групп изменяется ферментная активность печени, что приводит к затруднениям инактивации препаратов. Важно также учитывать возрастные физиологические изменения многих медиаторных церебральных систем, что создает проблему взаимодействия психотропных (а снотворные относятся к этой группе) препаратов и стареющего мозга (Я. И. Левин, А. М. Вейн, 1998).
Аудио-визуальная стимуляция, являясь нелекарственным методом борьбы с бессонницей, не вызывает привыкания, лишена синдрома отмены и прекрасно сочетается с лечением других соматических заболеваний.
Тридцати минутный сеанс АВС, построенный на тета и дельта ритмах, переводит мозговую активность человека к состоянию сна (например, программа «Сонтоник»). Одновременно, процедура АВС устраняет негативные мысли и переживания, мешающие заснуть. Такая нейтрализация отрицательных эмоций является хорошей профилактикой ночных кошмаров и ужасов. По мнению Д.Г. Андерсон (1989), тридцатиминутное пребывание в тета состоянии во время АВС психологически эквивалентно четырем часам сна.
Ежедневный сеанс АВС перед сном постепенно становится ритуалом. Одно приготовление прибора к сеансу уже начинает вызывать сонливость. Постепенно сон восстанавливается полностью, и процедура АВС требуется лишь эпизодически, для нейтрализации текущих сильных стрессовых переживаний.